Музыка в Третьем рейхе

Музыка в Третьем рейхе
Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный культурным пространством.
Вклад Германии в мировое музыкальное искусство в прошлом завоевал широкое признание. Многие выдающиеся мастера конца XVIII века были немцами. Германская Lied (песня на немецкие слова) приобрела почти столь же важное значение, как симфония. Три величайших немецких композитора начала XIX века - Мендельсон, Шуман и Рихард Вагнер - оказали громадное влияние на весь музыкальный мир. В конце XIX века Йоханнес Брамс создавал замечательные симфонии. XX век принес радикальные изменения в музыке, связанные с именем работавшего в Берлине австрийского композитора Шёнберга.
Став в 1933 канцлером Германии, Гитлер назначил Геббельса министром народного просвещения и пропаганды, под "культурный диктат" которого, вслед за прессой, радиовещанием, кинематографией, театром, изобразительным искусством и литературой попала, хотя и в меньшей степени, музыка. Нацистские власти поощряли исполнение сочинений Вагнера, поскольку Гитлер был фанатичным приверженцем его творчества. Произведения Мейербера и Мендельсона были запрещены ввиду еврейского происхождения этих композиторов. Германским оркестрам было запрещено исполнять музыку Пауля Хиндемита, ведущего национального композитора современности, завоевавшего мировое признание и экспериментировавшего с новыми формами гармоничных рядов. Поклонник Вагнера Гитлер считал произведения Хиндемита декадентскими и потребовал запретить их концертное исполнение. Сразу же после прихода нацистов к власти началось изгнание из состава симфонических оркестров и оперных коллективов музыкантов-евреев, многие из которых были вынуждены покинуть страну. Среди покинувших Германию музыкантов был Отто Клемперер, великий дирижер, исполнитель Малера, руководитель оркестра Берлинской оперы. Культурная жизнь многих стран обогатилась в результате исхода опасавшихся за свою жизнь или не желавших признавать нацистского режима музыкантов-евреев.
Некоторые из значительных фигур музыкального мира Германии, в отличие от более политизированных писателей, все же решили остаться в стране. Некоторые из них полностью ушли в собственное творчество, в то время как другие согласились на сотрудничество с режимом. Последние не чувствовали какого-либо давления со стороны нацистских властей и продолжали свою деятельность с официального разрешения. Вильгельм Фюртвенглер, один из выдающихся дирижеров XX века, заключил мир с нацистами. Некоторое время он находился в опале, поскольку горячо защищал запрещенного Хиндемита, но тем не менее он сохранил свой пост в Берлинской филармонии и Национальной опере. Рихард Штраус, один из ведущих композиторов мира, остался в Третьем рейхе и одно время возглавлял Имперскую музыкальную палату, подчиненную геббельсовскому министерству пропаганды. Выдающийся немецкий пианист Вальтер Гизекинг получил лично от Геббельса разрешение выступать с концертами за рубежом. Симфонические концерты в самой Германии привлекали внимание публики на протяжении всех лет существования Третьего рейха. В основном исполнялась классическая музыка, произведения немецких композиторов XIX века. До 1944 проводились музыкальные фестивали, посвященные творчеству Вагнера в Байрейте, на которых в качестве почетных гостей присутствовали Гитлер и другие партийные функционеры.

Энциклопедия Третьего рейха. — М.: ЛОКИД-МИФ. . 1996.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Музыка в Третьем рейхе" в других словарях:

  • Радиовещание в Третьем рейхе — Как и другие средства массовой информации Третьего рейха, нацистские власти подчинили национальное радиовещание интересам политики гляйхшалтунг. Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и пропаганды д… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Косая музыка — «Неправильная музыка» (нем. Schräge Musik Шрэге музик) способ установки пушечного вооружения на немецких ночных истребителях Второй мировой войны. При такой установке пушек стрельба велась вверх и немного вперёд, что позволяло эффективно… …   Википедия

  • Неправильная музыка — «Неправильная музыка» (нем. Schräge Musik  Шрэге музик)  способ установки (с июня 1943 года) пушечного вооружения на немецких ночных истребителях во время Второй мировой войны. При такой установке пушек стрельба велась вверх вперёд …   Википедия

  • Дегенеративная музыка — Реконструированная выставка «Дегенеративная музыка» (1938) Дегенеративная музыка (нем. Entartete Musik)  во в …   Википедия

  • Schrage Musik — «Неправильная музыка» (нем. Schräge Musik Шрэге музик) способ установки пушечного вооружения на немецких ночных истребителях Второй мировой войны. При такой установке пушек стрельба велась вверх и немного вперёд, что позволяло эффективно… …   Википедия

  • Третий рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура …   Википедия

  • Нацистская Германия — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← …   Википедия

  • Тысячелетний рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← …   Википедия

  • Тысячелетний Рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← …   Википедия

  • Фашистская Германия — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»